Как правильно хвалить ребенка
Большинство родителей стараются часто хвалить своего ребенка, свято веря, что ему это на пользу. Однако действительно ли это так? Часто приходится слышать от огорченных родителей: чем больше они хвалят ребенка незаслуженно, тем чаще их чадо опровергает своим поведением их похвалы.
Большинство родителей стараются часто хвалить своего ребенка, свято веря, что ему это на пользу. Однако действительно ли это так? Часто приходится слышать от огорченных родителей: чем больше они хвалят ребенка незаслуженно, тем чаще их чадо опровергает своим поведением их похвалы. После каждой очередной незаслуженной похвалы малыш начинает неосознанно нервничать, срывается на грубость и непослушание.
Как можно хвалить и как нельзя
Конечно, вообще не хвалить ребенка — тоже не выход. Но не стоит забывать, что похвала — это своеобразное «лекарство», ею нельзя пичкать без меры, похвалу необходимо тщательно дозировать. Как на каждое лекарство, может возникнуть аллергия, противопоказания, передозировка. Кроме того, учтите, что вы должны оценивать не самого ребенка, а только его действия, поступки.
Пример. Восьмилетний Андрей от души поработал в саду: убрал опавшие листья, навел порядок, сложил в сарай после работы инструменты. Мать, посмотрев на такую качественную работу, высказала сыну свое одобрение. Мать: Еще утром сад был такой запущенный, грязный, а сейчас его не узнать — как чисто и красиво стало!
Андрей: Это я убрал!
Мать: Я думала, придется несколько дней провозиться, а ты, сынок, сумел так быстро справиться с работой.
Андрей: Я старался.
Мать: Спасибо, Андрюша!
Андрей (с довольной улыбкой): Не за что!
Мать похвалила то, что сделал сын. Андрею очень приятна похвала матери. Теперь он с нетерпением станет дожидаться отца, чтобы и от него услышать похвалу своей работе и почувствовать радость и гордость: он настоящий помощник.
Однако чаще можно услышать другую похвалу: «Ты настоящая помощница», «Ты очень хороший сын», «Что бы я без тебя делала?» Такая похвала дает оценку не поступку ребенка, а ему самому. Услышав такое, ребенок забеспокоится: разве он так много сделал? Он почувствует, что похвала незаслуженна, что он не может быть настолько безупречным, и поспешит сознаться в каком-нибудь нехорошем поступке.
Ребенок обладает развитой интуицией, ему становится не по себе от фальши, которая сквозит из наших эпитетов: замечательный, скромный, щедрый, работящий, умный… Подобно слишком яркому солнцу, такая похвала способна скорее ослепить, чем согреть. Ребенок чувствует, что он не заслужил столько хороших слов. Он не может всерьез верить в то, что он настолько безупречен. Ребенок постарается опровергнуть незаслуженную похвалу, так как не может смириться с фальшью, а о взрослых, которые столь щедро расточают ему комплименты, он подумает что-то вроде: раз они так легко меня хвалят, когда я почти ничего не сделал, значит, и сами не очень-то много стоят!
Слова взрослых и выводы детей
Любая похвала должна быть направлена только на поступки и дела детей, но никоим образом не на личность. Попробуйте высказать свое отношение к совершенному ребенком поступку таким образом, чтобы он сам сделал определенные выводы.
Десятилетний Женя помогал отцу во время ремонта. Среди прочих дел, ему пришлось вместе с отцом передвигать тяжелый шкаф.
Отец: Шкаф оказался таким тяжелым, его нелегко было двигать.
Женя (с гордостью): Я смог!
Отец: Да, работка была трудная.
Женя: Я сильный! Смотри, какие мускулы!
Мудрый отец не стал говорить прямо: «Какой ты сильный, сынок!»
На такие слова Женя мог бы ответить: «Что ты, папа, в нашем классе есть ребята и посильнее меня».
Почувствовать себя действительно сильным мальчик смог после того, как ему пришлось самому делать выводы из слов отца.
Как дети выглядят в своих собственных глазах
Составляющие похвалы — это 1) наши слова и 2) выводы детей. Когда мы хотим похвалить ребенка, нужно максимально четко высказать положительную оценку поступка, совершенного им, постараться так выразить свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он. Вот некоторые примеры правильной похвалы.
1. «Спасибо, сынок, ты здорово вымыл машину — смотри, как сверкает!» Вывод ребенка: «Я поработал на совесть, папа оценил мое старание». (Неправильная похвала: «Ты просто молодец» — вывод делать не из чего!).
2. «Твое стихотворение такое трогательное — особенно описание зимней природы». Вывод ребенка: «Я умею писать стихи — как это здорово!» (Неправильная похвала: «Неплохо для твоего возраста…»)
3. «Ты смастерил такую удобную полку — теперь инструменты будут в полном порядке». Вывод ребенка: «Я научился плотничать!» (Неправильная похвала: «Ты настоящий плотник»).
4. «Спасибо, доченька, всю посуду помыла, порядок теперь в кухне». Вывод ребенка: «Я помогла маме, теперь она может отдохнуть». (Неправильная похвала: «Так даже мама не сможет вымыть тарелки!»)
Ребенок, задумываясь над своими поступками и самостоятельно делая выводы, в дальнейшем сумеет реально оценивать себя и свои способности.